Организация воспитательной деятельности

Воспитательная работа с несовершеннолетними в «Новом поколении» разделяется на групповую и индивидуальную.

Групповая воспитательная работа  проводится в бригадах. Ее задача – формирование устойчивых положительных тенденций в поведении несовершеннолетних на основе социально значимой деятельности и формирования позитивных производственных и межличностных отношений. Групповая воспитательная работа осуществляется мастерами-воспитателями и заместителями директора по воспитательной работе при активном участии бригадиров из числа несовершеннолетних работников.

Индивидуальная воспитательная работа проводится с каждым несовершеннолетним отдельно. Целью ее является коррекция поведения подростка, осуществляемая в зависимости от психических особенностей личности и имеющихся проблем. Индивидуальная воспитательная работа проводится психологами, старшим воспитателем, а также, при необходимости, психотерапевтом.

Существенная часть воспитательной работы педагогического коллектива направлена на выход подростков на работу, особенно в начальный период их адаптации на предприятии. В случае прогула несовершеннолетнего выясняются причины отсутствия его на рабочем месте. Осуществляется выезд воспитателя или мастера домой, проводятся беседы как с родителями или лицами, их заменяющими, так и с самим подростком. Привлекаются к работе со сложными детьми и старшие ребята в основном из числа бригадиров, которые на собственном примере показывают положительное значение трудовой деятельности. Как правило, период адаптации несовершеннолетнего к новым условиям занимает от двух недель до трех месяцев.

Одним из элементов воспитательной работы являются общежития для несовершеннолетних, которые не могут проживать дома по объективным причинам. До решения этих проблем подростки помещаются в социальную гостиницу (общежитие). Общежитие имеется только на одной площадке и заполнено полностью.

Воспитательная работа в «Новом поколении» осуществляется ежедневно и ведется в отношении всех несовершеннолетних работников по специально разрабатываемому ежемесячному плану.

Методологические основы организации воспитательной работы в «Новом поколении».

В «Новое поколение» приходят несовершеннолетние из определенных социальных слоев общества, что позволяет создать однородный социально-психологический подростковый коллектив. Поэтому появляется возможность сформировать и применять типовые методы воспитательной работы сразу на большой массе молодежи и существенно снизить социальное и психологическое напряжение, которое всегда возникает в нашем обществе в социально неоднородных коллективах, например, в школах.

Эффективная воспитательная работа с подростками реальна только в рамках их коллективов (группы влияния). Именно правильная, психологически выверенная групповая воспитательная работа приводит к устойчивой положительной коррекции поведения несовершеннолетних. Однако, создание молодежных коллективов возможно только на основе предметной деятельности. В случае с социально-дезадаптированными подростками, выросшими в социально и психологически неблагополучных семьях, эта работа может проводиться только на базе актуальной общественно ценной трудовой деятельности. Трудовая деятельность в свою очередь успешно формирует трудовые навыки, которые являются основой социальной адаптации человека. Это не только профессиональная подготовка, но и умение трудиться, то есть совершать трудовые усилия, ежедневно в определенное время приходить на работу, умение правильно строить свои отношения в трудовом коллективе, расходовать заработанные средства и т.п.

Подростки, воспитывающиеся в «Новом поколении», имеют значительное количество не только социальных, но и психологических проблем, однако большой коллектив в состоянии решить и эту задачу. Практически для любого, даже очень конфликтного ребенка, можно подобрать или сформировать психологически комфортные условия.

Педагогический коллектив «Нового поколения» активно ищет новые формы и методы воспитательной работы с подростками и молодежью, что становится особенно актуально в условиях ускорения изменений, происходящих в подростковой и молодежной среде, в социальном, психологическом и интеллектуальном облике подрастающего поколения.